Уважаемые работники и ветераны органов местного самоуправления, депутаты всех уровней!
Президент РФ Владимир Путин своим Указом от 10 июня 2012 г. № 805 установил в России День местного самоуправления. Новый памятный день, как сказано в тексте Указа, «установлен в целях повышения роли и значения института местного самоуправления, развития демократии и гражданского общества».
Отмечаться День местного самоуправления будет ежегодно 21 апреля. Именно в этот день в 1785 году императрицей Екатериной II была утверждена «Жалованная грамота городам», фактически положившая начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении.
Уважаемые работники и ветераны органов местного самоуправления,
депутаты всех уровней !
Искренне поздравляю вас с Днем местного самоуправления!
Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя. Это та власть, которая наиболее приближена к населению, формируется самим населением, ему непосредственно подконтрольна и решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Жизнь уже показала, что рационально организованное местное самоуправление позволяет эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти.
Нельзя сказать, что Россия в прошлом не имела никаких традиций демократического местного самоуправления. Достаточно напомнить о земской реформе 1864 г. и городской реформе 1870 г., направленных на создание децентрализованной системы местного самоуправления на основе избрания местным населением земских уездных и губернских собраний и городских управ и дум с широкими полномочиями. Утверждение в стране системы Советов как единых и единственных формально полноправных органов власти прервало развитие местного самоуправления в России. Его возрождение началось в начале 90-х гг. и нашло свое отражение в принятии сперва союзного (1990), а затем и российского (1991) законов о местном самоуправлении. В 1993 г. были приняты два указа Президента РФ, утвердившие «Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «Основные положения о выборах в органы местного самоуправления» (октябрь 1993 г.). Важную роль сыграл 131 закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ (2003г.).
И тем не менее, становление системы местного самоуправления в РФ происходит сегодня достаточно медленно, сложно и противоречиво. С одной стороны, это определяется слабостью исторических традиций демократического местного самоуправления, длительным господством тоталитарного режима, сохраняющимися в обществе преувеличенной верой во всесилие государственной власти и серьезной недооценкой значения и роли самодеятельности граждан, лишь начальным этапом формирования гражданского общества и недостаточностью социально-политической культуры населения. С другой — это связано с нерешенностью, в том числе и законодательно, многих вопросов организации и деятельности органов местного самоуправления, практики их функционирования и конкретной практической работы. Это, прежде всего, относится к вопросам взаимоотношений между региональными органами государственной власти (органами власти субъектов РФ) и органами местного самоуправления, определения, формирования и использования муниципальной собственности, бюджетно-финансовым основам местного самоуправления и др.
На сегодняшний день в развитии местного самоуправления в Российской Федерации можно выделить ряд следующих общих проблем.
Во-первых, неполнота федерального законодательства, регулирующего деятельность местного самоуправления. Во-вторых, неоднозначность законодательного регулирования вопросов организации и деятельности местного самоуправления. В Послании Президента РФ В.В.Путина и Главы республики Мордовия В.Д.Волкова отмечены острые проблемы в системе местного самоуправления, о которых мы знаем, о которых много раз говорили с представителями федеральных и республиканских структур, органами государственной и исполнительной власти. На органы местного самоуправления возложены функции, которые мы не в состоянии выполнить из-за отсутствия финансовых ресурсов.
Сегодня одна из актуальных проблем, требующих оперативного решения на самом высоком уровне – это неотработанная система проверки деятельности органов местного самоуправления. Она часто приводит лишь к формальному решению выявленных недоработок, наложению штрафов, а не к реальным делам по повышению качества предоставляемых услуг и улучшению жизни людей. Главной причиной наложения штрафных санкций являлось недостаточное финансирование органов местного самоуправления.
И самая острая проблема, на мой взгляд - низкая заработная плата муниципальных служащих низших групп должностей, в т.ч. и сельских поселений.
Это больная тема для всех работников органов местного самоуправления. И решить эту проблему мы должны, опираясь, прежде всего, на свои собственные возможности, знания, профессионализм и компетентность всех работников органов местного самоуправления района, за счет экономии и максимального сокращения неэффективных расходов.
Работники местного самоуправления и депутаты всегда отличались высоким профессионализмом, целеустремленностью и ответственностью.
Именно на местном самоуправлении держались, держатся, будут держаться важнейшие социально-экономические и общественно-политические вопросы государства. И наша Республика, наш Дубенский муниципальный район не может быть исключением. Поэтому всем, кто работает в структурах самоуправления, кто болеет за самоуправление - здоровья, оптимизма, настойчивости, умных, активных, преданных делу помощников, новых идей и возможностей для их воплощения!
Пусть ваш профессионализм и опыт способствуют развитию и возрождению Дубенского муниципального района, нашей Республики и на Благо всей России!
Глава администрации
Дубенского муниципального района В.Г.Прокин